Региональная общественная организация

Поиск по сайту

Конарев  Николай  Семенович

Конарев
Николай Семенович

член землячества «Ставропольцы»

 

Николай Семенович Конарев родился 19 января 1927 г. в г. Донецке на Украине. Отец Семен Кузьмич, мать Ксения Ивановна. В конце 30-х гг. отца перевели на строительство Невинномысского ка- нала, где Николай продолжил учебу в средней школе. На Ставрополье пережил с семьей оккупацию. С мальчишками организовал несколько диверсий против оккупантов. После освобождения края от фашистских захватчиков окончил школу и поступил в Харьковский институт железнодорожного транспорта. Окончив вуз в 1949 г., приступил к работе инженером по технике безопасности на станции Основа ЮЖД. Весной 1951 г. молодого инженера перевели заместителем начальника станции Лозовая Харьковской области. С этого времени начинается карьерный рост молодого перспективного спе- циалиста. Начальник эксплуатации Лозовского отделения ЮЖД, помощник начальника дороги, начальник отдела организации перевозок, заместитель начальника отдела, а затем — заместитель начальника Основянского отделения ЮЖД, начальник службы движения Южной железной дороги. В 1972–1976 гг. Николай Семенович возглавлял эту дорогу, которая под его руководством стала лучшей дорогой в СССР. Конарев запланировал массу мероприятий по улучшению работы дороги, как неожиданно получил предложение министра МПС Б. П. Бещева занять должность заместителя министра. Через год Конарев уже первый заместитель министра с одновременным руководством Главным управлением движением поездов. В этот период — 1977–1982 гг. — Николаю Семеновичу пришлось проявить не только все профессиональное мастерство, но и железную выдержку — отношения с новым министром МПС Павловским складывались сложно. Настолько сложно, что Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев заявил после очередного разбирательства: «Передайте Павловскому, чтобы он прекратил травлю добросовестного труженика и занялся выправлением положения в отрасли, которая ему доверена». После смерти Л. И. Брежнева Ю. В. Андропов вызвал Конарева, и в присутствии многих членов Политбюро первый заместитель министра заявил: «Я должен вам доложить, Юрий Владимирович, если ЦК и Правительство не будут уделять железнодорожному транспорту должного внимания, мы к 1990 г. невольно станем тормозить развитие всего народного хозяйства». «Николай Семенович, к вам будет такая просьба: продержитесь три года, — прямо сказал Андропов. — Мы уже приступаем к разработке следующей пятилетки, которая будет транспортной». Через два часа после начала этого разговора в ЦК КПСС Конарев стал министром путей сообщения. На селекторном совещании нового министра представлял сети железных дорог Председатель Совета Министров СССР Н. А. Тихонов. В ответном слове Конарев заявил: «У нас есть все для устойчивого выполнения годовых планов и всей пятилетки. Дело только в том, что нужно честно и добросовестно работать». Вскоре Николай Семенович провел встречу ученых, конструкторов, рационализаторов и изобретателей отрасли. Энергичные меры, принятые Конаревым, дали хорошие плоды. В 1988 г. отрасль достигла наивысших показателей не только в стране, но и в мировой практике. Американские железные дороги по объемам перевозки были превзойдены в 2 раза, по съему продукции с 1 км пути в 5 раз. СССР почти сравнялся с заокеанскими коллегами по производительности труда. Имея всего 11 % протяженности мировой сети, советские железнодорожники перевозили более 51 % грузооборота всех железнодорожных стран мира. Все это позволило железнодорожникам спустя годы назвать время руководства МПС Конаревым «золотой вершиной до- стижений железных дорог Страны Советов». Министр транспорта США во время визита в СССР стал свиде- телем капитального ремонта участка железных дорог в шесть километров. Работа была выполнена в течение 4 часов. «Сегодня я видел симфонию труда!» — воскликнул высокий гость. Но с новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым отноше- ния складывались непросто. К 1991 г. разногласия во взглядах на стратегические вопросы развития страны достигли критической отметки, и Конарев подал в отставку. Но кипучая энергия Ни- колая Семеновича требовала выхода. В том же году он возглавил закрытое внешнеэкономическое акционерное общество «Интертранс». Свои предложения и критические замечания он направляет руководству железных дорог России, а затем и Президенту В. В. Путину. Кроме профессиональных преобразований, все время своего пребывания на посту министра, президента ЗВАО «Интертранс» Николай Семенович пристальное внимание уделял спорту и прежде всего — игровым видам. Футболисты московского «Локомотива» и хоккеисты из Ярославля, во- лейбольный клуб «Белогорье» и минераловодская команда баскетболистов — все эти коллективы на всесоюзной и международной аренах утвердились благодаря вниманию Конарева. Производственную деятельность он постоянно совмещал с научной, опубликовав более 50 различных научных трудов. Им была разработана теория железнодорожных стыков, комплексная технология железнодорожных перевозок и многое другое. Н. С. Конарев награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знаме- ни, орденом Дружбы народов, медалями и другими наградами. Он академик, почетный президент Международной академии транспорта, доктор технических наук, профессор, президент ЗВАО «Итертранс», президент Общества дружбы народов России и Финляндии. Дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. С женой Тамарой Михайловной в любви и согласии прожил почти 60 лет. Супруги вырастили и воспитали сына Юрия и дочь Марину. Николай Семенович в прекрасном расположении духа встретил свое 80-летие. Его почтовый ящик был завален поздравительными телеграммами. «В период Вашей работы руководителем МПС СССР в г. Минеральные Воды было возведено административное здание Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги, построен физкультурно-оздоровительный центр, начато проектирование железнодорожной больницы на 500 мест, проведена реконструкция железнодорожного вокзала и прилегающей территории, построены жилые дома и объекты соцкультбыта для железнодорожников», — говорится в привет- ственном адресе земляков. Да, хорошие дела помнятся долго и после ухода юбиляра из жизни. Мы печалимся, что нет с нами Николая Семеновича Конарева. Но гордимся тем, что он с нами жил и работал. И что мы его земляки.