Региональная общественная организация

Поиск по сайту

Суворов — символ победы

Суворов — символ победы
10.09.2020

 Из встречи с членом правления землячества «Ставропольцы» Василием Верещаком, полковником ФСБ, могло бы сложиться интервью о захватывающих буднях спецподразделения «Альфа», в котором он служил. Но беседа получилась о том, что происходило 200 с лишним лет назад.

Потому что именно оттуда тянутся корни одного из главных дел в жизни Верещака – воздать должное памяти русского полководца Александра Васильевича Суворова. Благодаря этой деятельности Василий Верещак получил от министра культуры РФ премию «Меценат года» в номинации «Особый вклад в развитие российской культуры».

 

Запало в душу

 

– Все мы часто цитируем суворовское «тяжело в учении…», ходим в театр на Суворовской площади в Москве, ждём открытия станции «Суворовская» в метро. Риторический вопрос: только ли этого заслуживает от потомков гений военного дела, не проигравший ни одного сражения?

 

- После службы на Семипалатинском испытательном полигоне меня перевели в Москву. Я гулял по Арбату и увидел магазин, где продавались изделия из бронзы. А у меня давно была мечта иметь небольшой бюст Суворова. Зашёл, смотрю на огромное количество статуэток и бюстов. Суворовского бюста нет. «Суворов не востребован», – объясняет продавец. Его слова меня шокировали. Это же символ победы!

Был ещё один случай. Я служил в «Альфе», участвовал в активных мероприятиях на Кавказе. Когда получил отпуск, мы с сыном приехали отдохнуть в Питер и запланировали сходить в Государственный мемориальный музей А. В. Суворова. Ожидали длинную очередь: тогда шла война, и я был уверен, что в период таких потрясений значение Суворова должно возрасти, людей обязательно должно потянуть в его музей. Ничего, думаю, очередь выстоим. И представляете, в музее мы были вдвоём с сыном. И больше никого!

 

– Ваш интерес к этой исторической фигуре вызван профессией военного?

– Увлечение Суворовым началось в детстве на моей родине, в Ставрополе. Можно сказать, мои учителя перестарались. После их рассказов на уроках истории, при посещении краеведческого музея и на разных мероприятиях у меня сложилось убеждение, что Суворов – основатель Ставрополя. К сожалению, он не основал наш город. Когда был крымско-кубанский период его деятельности, Суворов посетил с инспекторской проверкой одну из крепостей – Азово-Моздокскую оборонительную линию – и лишь побывал в Ставрополе. Но это посещение школьные учителя обставили настолько серьёзно, что такому мальчишке, как я, это запало в душу. С тех пор я этим пропитался. Я из семьи военных, а военный человек не может не понимать значение личности Суворова.

 

Музей русского полководца в Швейцарии

 

– Вы изучаете историю жизни полководца по открытым источникам или бываете в архивах?

 

– В гении полководца я укрепляюсь с каждой прочитанной книгой. А однажды ко мне в гости приехал знакомый генерал и рассказал, что видел по телевизору сюжет о единственном в мире частном музее Суворова в местах его швейцарского похода. Генерал как раз ехал в Швейцарию, и я попросил его зайти посмотреть, как обстоит дело с музеем. Вернулся он потрясённый, рассказывал об увиденном со слезами на глазах. Организовал этот музей краевед Вальтер Гелер в местечке Линталь в кантоне Гларус. Сколько экспонатов! Как человек относится к ним! Сам водит бесплатные экскурсии! Потом туда поехал другой мой товарищ. Тоже вернулся поражённый и музеем, и отношением иностранца к русскому военачальнику.

В интернете я узнал реквизиты музея и стал переводить средства на его поддержание. Вальтер Гелер отвечал мне письмами: высылал даже фотографии с банками краски, которые он купил для ремонта музея. По мере сил я продолжаю помогать ему благотворительными взносами. 

 

– Какие экспонаты составляют коллекцию Гелера?

– Это богатая коллекция: остатки оружия, ядра, пули, снаряжение. Выставочная площадь 1200 кв. м. Гелер 40 лет с миноискателем исследовал окрестности и собрал множество артефактов. Он долго судился: ему инкриминировали «чёрное копательство» и требовали, чтобы он сдал находки. Но Вальтер отстоял своё честное имя, выиграл суды.

Гелер водил меня по суворовским местам. На каждом доме, где Суворов провёл хотя бы сутки, висит красивая мемориальная доска. Иностранцы чтят память великих русских воинов, наши полководцы принесли им свободу, благодаря им люди сохранили свою самобытность. А у нас человек прославил Россию на весь мир – и почти всё уничтожено. Очнитесь, гордитесь, изучайте! В России есть единственный храм, построенный Александром Васильевичем Суворовым. Я решил заняться его восстановлением.

 

– Где он находится?

– Храм Василия Великого стоит в селе Кистыш, в Суздальском районе Владимирской области. Я приехал туда впервые 5 лет назад. Мне стало жутко стыдно, что мы, русские, довели до такой степени разрушения храм, возведённый Суворовым – гордостью нашего народа. Из архивных материалов о Кистыше я узнал, что в родовое поместье, подаренное Петром I деду Суворова, Суворов только приезжал погостить. Постоянно там жили его дед и отец. После смерти отца в память о нём Александр Васильевич возвёл храм Василия Великого. В 1928 г. церковь закрыли, колокольню взорвали. И если бы не энтузиасты во главе с генерал-майором Александром Черкасовым, взявшимися за спасение здания в 2011 г., оно бы совсем разрушилось. Сейчас спасательные работы завершены. После тщательного изучения архивных материалов мы дали реставраторам полную картину того, как выглядел храм и какого облика нужно добиться. Сейчас занимаемся внутренним убранством, иконостасом, ищем деньги на колокольню. Также рядом построен дом, где будут музей и паломнический центр. Всё это делается на народные пожертвования.

 

– И ваши в том числе.

– Да, я считаю, что должен делать это. В Швейцарии, в местах суворовского похода, я, спецназовец, не мог поверить, как наша русская армия с боями преодолела эти места поздней осенью: в горах снег, мороз, неподготовленные солдаты, без должного снаряжения, обманутые австрийцами. Я в тех горах дал себе слово: пока у меня есть силы, буду прославлять Суворова, как смогу.

 

– Вы учредили в Москве детский спортивный центр боевых искусств. Передаёте ребятам понятия о долге, чести, воинском служении?

– У нас тренируются порядка 500 детей. Мы проводим турниры на Кубок ассоциации ветеранов «Альфы». Не надо ничего навязывать, нужно создавать атмосферу, и тогда душа откроется. Работа с детьми и суворовская тема вписались в деятельность нашего землячества. Когда полностью восстановим храм и запустим музей, будем приглашать туда земляков и москвичей. Хочу, чтобы было как со мной в детстве: пацаны и девочки слушали бы рассказы о Суворове. И восхищались!

 

Источник: www.100lichnost.ru

Автор:  Инна Алейникова.

Фото из архива Василия Верещяка.

На снимке Василий Верещак (в центре) с Вальтером Гелером и его сыном.